Проблемы профессиональной идентичности подростка В подростковом возрасте формируется представление человека о своей месте в…

🛠🔬✂⚖📽 Проблемы профессиональной идентичности подростка

В подростковом возрасте формируется представление человека о своей месте в профессиональной общности и это является основой профессиональной идентичности.

Как человек представляет свое будущее, кем себя видит? Профессиональная принадлежность является одной из самых значимых характеристик человека.

С точки зрения осознания человеком своего профессионального будущего можно выделить четыре уровня:

1. Человек не ставит перед собой профессиональных целей, будущее размыто, представления о карьере не сформированы.

2. Внешняя среда (родители, друзья и т.д.) сформировали представление подростка о том, кем ему быть, однако это не самостоятельный осознанный выбор человека.

3. Человек находится в поиске, рассматривает различные варианты построения карьеры, понимает проблему и трудности выбора карьеры, но окончательно его выбор не закончен.

4. Человек сформировал свой будущий профессиональный путь, определился самостоятельно, понимает суть и требования к будущей профессии, соизмеряет их со своими возможностями.

От чего зависит, останется подросток в своем профессиональном определении на первом уровне, либо достигнет четвертого?
Профессиональное определение происходит под воздействием внешних и внутренних факторов. К внешним, относится экономическая ситуация в стране, престиж определенной профессии, мнение родителей, учителей, сверстников, средства массовой информации и Интернет.

К внутренним факторам относятся склонности, способности, интересы, темперамент, мотивация и др. К сожалению, основу выбора профессии чаще составляет внешняя среда, а внутренние мотивы учитываются в гораздо меньшей степени. Особенно сильно влияние родителей и сверстников. По данным исследования Росстата 85% родителей хотят, чтобы их дети получили высшее образование, однако качество образования и специальность стоит не на первом месте.

При выборе профессии, важно учитывать, насколько будущая профессиональная деятельность соответствует склонностям и способностям человека. Кроме этого человеку важно иметь адекватное представление о профессии, о тех требованиях, которые она предъявляет, чтобы не было рассогласования между склонностями и способностями, с одной стороны, и психологическим содержанием работы, с другой. В случае рассогласования вряд ли будет достигнута высокая эффективность деятельностью или удовлетворение ею.

Важно также осознавать, что склонность не означает узкой направленности выбора. Одни и те же склонности могут реализоваться в разных профессиях.

Перед старшеклассниками стоит сложная задача выбора своего жизненного пути. Готовность к профессиональному выбору и его осуществление – это центральный элемент структуры профессионального самоопределения, так как он является результатом взаимодействия всех остальных элементов структуры.

Помощь в определении своего профессионального будущего может оказывать школа, родители, специалисты – психологи.
Со стороны школы помощь может состоять в усилении профориентационной работы и включать два направления деятельности:

— Информационное направление. Это знакомство с профессиями, информация о востребованности профессий на рынке труда, о перспективах в будущем, об учебных заведениях, профессионально важных качествах для успешности работы по профессии.

— Диагностическое направление. Применение психодиагностики для определения способностей, направленности личности, выявления мотивационных потребностей и ценностей, проведение практических занятий, направленных на развитие необходимых компетенций.

Как инструмент, в работе могут быть использованы профориентационные игры, упражнения, активизирующие профориентационные опросники, дискуссии, моделирование рабочих ситуаций, знакомство с профессиями на предприятиях города (экскурсии).

Подростки в доступной форме получают представление о себе и своих возможностях и способностях, что впоследствии позволит правильно сформировать профессиональную идентичность и исключить в дальнейшем формальный подход к работе, неудовлетворенность, стрессы, заниженную самооценку и т.д.

Профориентационные мероприятия, проводимые школой, должны быть организованы в соответствии с запросами и предпочтениями учащихся, как субъектов профессионального самоопределения, и быть наполненными содержанием, представляющим определенный интерес для них.

В случае, если профессиональная идентичность сформирована правильно, человек в будущем может в полной мере раскрыть свои способности и реализовать свой потенциал. В жизни интересно заниматься тем, что получается лучше всего, и тогда можно достичь результатов, высокого уровня профессионализма и признания.

Практический психолог, консультант по профессиональному самоопределению и карьере, бизнес-тренер психологического центра «Свет маяка» Галацан Татьяна Александровна ➡ (863) 303 20 49

#ростовнадону #светмаяка #тренингиростов #психология #психологростов #психологияотношений #психологияличности #детскиетренинги

http://www.svetmayaka.ru/specialist/tatyana-galacan/


Posted in Психологи не шутят ))).

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *