Конфликт поколений. Почему родители и подростки не понимают друг друга? Часто родители приходят к…

Конфликт поколений.
Почему родители и подростки не понимают друг друга?

Часто родители приходят к психологу по причине сложных отношений с подростком. И вроде бы все понятно, и море информации — но все равно сложно. Подростковый кризис — это серьезное испытание для семьи: и для родителей, и для ребенка, переходной этап из детства во взрослую жизнь. Этот этап неизбежен, и что самое главное, жизненно необходим в становлении личности.

Конфликты между родителями и детьми в подростковом возрасте – частое явление. В конце 20 века американские исследователи Нилл Хоув и Джеймс Штраус предложили, так называемую «Теорию поколений», которая очень наглядно демонстрирует суть этого конфликта, а также формирует адекватное отношение к этому явлению.

Суть теории очень простая, каждые 18-20 лет поколение сменяется, то есть этот период захватывает определенный пласт исторических событий, влияющих на формирование мировоззрения людей, которые родились в этот промежуток времени. Я приведу пример не всех поколений, а только тех, которые актуальны сейчас. Это поколение наших бабушек и дедушек, наших родителей, нас и наших детей, то есть 4 поколения.

➡1943-1963 Поколение «Беби бумеры» этот период характеризуется всплеском рождаемости, восстановление страны после военных разрушений. Задача этого периода сплотить всех вокруг общей цели. Поэтому основные ценности этого поколения — коллектив, работа, большая цель, важность работы и понимание ее смысла в общегосударственном и мировом контексте, стабильность и предсказуемость. Много про работу и очень мало про удовольствие. Выбора, как такового нет.

Основные признаки физическая и эмоциональная выносливость, любовь к физическому труду, постоянство (одна работа на всю жизнь), постоянная занятость чем угодно, высокий порог терпения (надо потерпеть потом будет нормально), поверхностное отношение к здоровью, уважение авторитетов (иногда страх перед авторитетом), технофобия.

Обучение через наставничество «Скажите мне как правильно». Процесс развития предсказуем и понятен: детский сад, школа, ПТУ – техникум – университет, работа, повышение квалификации или развитие карьеры в том же направлении, пенсия! Основной страх это потерять точку опоры, иллюзию стабильности. Завод обанкротился – все крах! Основной девиз — жить чтобы работать!

➡1963-1983 поколение Х. Еще одно название этого поколения «Ребенок с ключом на шее», родители постоянно заняты работой, очень ранняя социализация (в ясли в 1 год это нормально). Период застоя, стабильности, свободы слова. Появляется собственное мнение, индивидуализм. Появляется тема удовольствия. Это тот период когда в СССР начинали «доставать» уникальные товары, мебель, техника, одежда.

Появляется тема выбора. Ценности того поколения: индивидуальность, личный успех, готовность меняться (хотя карьеру строят в одном направлении). Работать чтобы жить. В обучении та же история – наставничество. Основной девиз – хочешь сделать хорошо, сделай это сам. Страх тот же – потерять стабильность, но появляется опора на себя.

➡1983-2003 поколение Y. Развал СССР. Появление компьютеров и интернет. Для предыдущих поколений перемены это трагедия, но для поколения Y это обыденность. Главная точка опоры потеряна в виде государства, некоторые увидели в этом полный крах, а некоторые возможность. Это период индивидуального предпринимательства и быстрых карьерных взлетов.

Основные ценности этого поколения — быстрый рост, многозадачность смена направления карьеры (иногда кардинально), ценность удовольствия, гибкость.

Если представитель такого поколения будет беседовать с предыдущими, то будет просто стена непонимания! Может кто вспомнит такие разговоры?
— Как уволился? И что будешь теперь делать? А почему уволился? А может попросишься обратно?
— Как бросил институт!!!? Ты в своем уме!? Юрист это не твое? А что твое? А, ну понятно!

Этот период начала компьютерной революции, как раз в этот период практически у каждого в семье появился компьютер!
И, конечно, появились новые герои, все помнят Брюса Ли, Ван Дама, Рембо:)

Это поколение не готово к длительному росту, например, пришел такой человек на работу, ему предлагают должность инженера 1 категории и перспектива карьеры через 5 лет стать инженером 2 категории, через 10 3 категории, через 20 лет 4 категории, а лет через 30, возможно, станете ведущим инженером! Такой вариант сразу не устраивает, 30 лет сидеть и ждать, что может быть будет, а может быть и не будет! Нужно быстро и понятно!

Основной страх – стабильность, стабильность пугает и вызывает озабоченность. Как-то тихо! Это не к добру!

Это поколение экспериментаторов, представители этого поколения постоянно пробуют новые профессии, новые роли! Не терпят наставничества, бунтуют и сопротивляются!

Авторитет, основанный только на должности, не приемлем. Лидерство, основанное на достижении «Кто ты такой, чтобы я тебя слушал? Если лидер подтверждает свой авторитет достижениями, то легко подчиняются.
В школе с такими детьми проблем было много, авторитет учителя «старой школы» неприемлем, авторитарный стиль пробуют на прочность. Очень хорошо работает позиция уважения.

➡2003-2023 поколение Z. Это поколение еще формируется, но это формирование такое стремительное, что ни родители, ни учителя не знают, что с этим делать. В некоторых источниках его называют поколение «Домоседы», дети поколения социальных сетей и гаджетов.

Развитие техники в этот период такое стремительное, что, устремив взгляд в прошлое можно обнаружить, что в 2003 году еще были дискеты 3.5 (может кто помнит), но уже появлялись DVD диски с объемом памяти 4.7 Гигабайт, и это казалось просто нереальным прорывом, 256 мегабайт оперативной памяти считалось очень круто, а телефон с камерой — это просто нереально.

И спустя каких-то 10-15 лет мы все наблюдаем картину как быстро развивается техника, сенсорные экраны в телефонах, скорость процессоров в несколько раз больше чем у самых крутых компьютеров в 2003 году, фотокамеры которым позавидуют лучшие фотоаппараты того периода, умные телефоны, умные часы, умная бытовая техника? А что стало с людьми?

Потребности в информации нет, ее слишком много. У первых двух поколений информация была особой ценностью, а ее носители считались авторитетами, теперь все знания мира есть у каждого школьника в смартфоне!

Теорема Пифагора? Да запросто! Творчество Пушкина, Достоевского, Толстого? Да пару секунд! Музыка композиторов всех эпох? Ок, Гугл! Siri! Алиса! Помогайте!
И помогут!

Основная ценность этого поколения — это свобода, любой может быть любым. Авторитеты неприемлемы, только на равных. Это как раз то поколение, которое ставит под сомнение пословицу «яйца курицу не учат», до этого все было так, а сейчас? Разве дети не показывали родителям, как пользоваться компьютером и другими гаджетами, разве не регистрировали своих бабушек и дедушек в скайпе и одноклассниках? Оказывается, учат:)

Это лидеры своей жизни, жить ради жизни!
Еще их характеризует нелюбовь к физическому труду и непонимание его ценности.

Благодаря интернету можно работать в любой стране мира и из любой точки мира, где есть доступ к интернет. Например, человек находится в Германии, а обслуживает американские сайты или продает товары по всему миру, не имея в наличии ни товара, ни офиса.

Также у людей есть доступ к любым курсам обучения чему угодно благодаря видео хостингам и прочим онлайн сервисам.

Также постепенно исчезает ценность образования в классическом понимании этого слова, что нужно учиться в Университете, получать хорошие оценки и это дает гарантию найти хорошую работу. Поколение Z знает это прекрасно, поэтому для представителей данного поколения характерно после школы забить на все и начать работать, или поступить в университет отучиться год и бросить, поступить на другую специальность, бросить ее — поступить на третью, и т.д.

Ну и конечно, родителей настораживают новые профессии, которые для старших поколений непонятны. У каждого поколения есть свои престижные профессии, у первого поколения авторитеты были инженеры, физики и математики — технари. Найдите старые выпуски передачи «Что? Где? Когда?». Основная масса знатоков — это технари. Далее следующее поколения в основном экономисты, юристы, последующее гуманитарии, а новые — это программисты и прочие компьютерные специальности.
Теперь к сути конфликта, зачем все это знать родителю?

1⃣ Во- первых, для того, чтобы понимать, что вы готовите ребенка не к своему прошлому, а к его будущему, в его реальности нужны новые навыки и новые знания. Да и вообще реальность нового поколения, не такая уж и плохая, почему бы не пользоваться новыми технологиями. Задача научить ребенка использовать все это для себя, не в ущерб всей своей жизни. Если ребенок сидит часами перед компьютером и с телефоном, но при этом учиться в школе, ходит на какие-то секции и гуляет с друзьями, то никакой компьютерной зависимости у него нет, это нормальный представитель своего поколения.

2⃣ Во-вторых, есть ценности, которые приоритетны у каждого поколения, а есть вечные ценности, которые есть у всех — дружба, любовь, добро, радость, сострадание. Задача родителя донести эти ценности. Эти ценности были всегда в независимости от исторических событий.

Задача родителей – понимать, что происходит с ребенком, учитывая контекст, в котором мы сейчас живем. Самое важное для родителей, в этот непростой период, суметь сохранить доверие. Сегодняшние дети все так же хотят и ждут, чтобы родители были для них доступны, честны с ними, чтобы родители делились информацией и дарили свое время и любовь.

Говорите с детьми о ваших ценностях, участвуйте в их жизни и бесконечно любите их. Дайте им знать, что вы всегда рядом. Говорите им что вы их любите. Эти годы пролетают стремительно.

Практический психолог консультационно-тренингового центра «Свет маяка» Светлана Александровны Котляренко (863) 303 20 49

#ростовнадону #светмаяка #тренингиростов #психология #психологростов #психологияотношений #психологияличности #детскиетренинги

http://www.svetmayaka.ru/specialist/kotlarenko-svetlana-deti/


Posted in Психологи не шутят ))).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *