Как нельзя критиковать ребенка.
Есть еще нюансы, как сделать так, чтобы сказанное родителями воспринималось, как добрый совет, а не как замечание. Нужно стараться сохранять ровный и спокойный тон разговора, не стоит повышать голос без явной на то необходимости. Желательно смотреть ребенку в глаза при разговоре, по возможности бережно касаться его (за руку, за спину, ласково потрепать за волосы).
Можно делать замечания шутливым тоном, если это уместно. При необходимости стоит предложить ребенку помощь; не навязывать свою помощь, если ребенок от нее отказывается. Во время «разбора полетов» акцент делать на том, что было сделано хорошо; только потом обсудить то, что можно было сделать лучше. Необходимо с уважением разговаривать с ребенком, унижение недопустимо. Лучше обходиться вообще без критики там, где это возможно (особенно, если дело касается чьих-либо вкусов и пристрастий). При удобном случае, использовать самокритику. Это поможет ребенку понять, что родители тоже ошибаются, и это нормально.
— Не припоминайте старые проблемы и недомолвки, критикуя какой-либо поступок или событие. — — Постарайтесь не употреблять по отношению к ребенку фразы типа «вот так всегда», «другого я от тебя не ожидал», «ты меня никогда не слушаешь», «еще бы у тебя что-то получилось».
— Не нужно повышать голос и кричать, если ребенок не совершает противоправных действий. Убрать командный тон, не терпящий возражения. Такая манера общения обижает детей, ставит их ниже по статусу, приводит к конфликтам.
— Не стыдите ребенка в присутствии других, не стоит сравнивать его с кем-то.
— Не нужно все переделывать за ребенком, если он ошибся. Стоит дать шанс ему самому исправить ошибки, а помочь только при необходимости.
Как научить ребенка правильно воспринимать критику?
Надо учиться контролировать себя во время разговора. Услышав замечания в свой адрес, не нужно скорее «давать сдачу». Стоит взять паузу и подумать, стоит ли произносить те или иные слова. В случае обоснованной критики необходимо с достоинством ее принять. Подойдут такие фразы, как: «Спасибо, я все исправлю», «Я понял тебя, приму к сведению твой совет», «Извини, впредь такое не повторится» и др. Если критика не имеет оснований, то ее слышать особенно обидно.
Но это не повод ссориться и затевать словесные перепалки. Помогут следующие слова: «Я с тобой не согласен», «Давай закончим этот разговор, я не вижу смыла спорить», «Не хочу оправдываться, ваши обвинения не обоснованы», «Пусть каждый останется при своем мнении».
Важно так же с достоинством принимать критику в свой адрес, если она исходит от ребенка. Дети — самые искренние люди, к ним действительно нужно прислушиваться.
Если у Вас остались вопросы – приходите в центр «Свет Маяка» — мы с радостью ответим на них!
Практический психолог консультационно-тренингового центра «Свет маяка» Светлана Александровна Котляренко (863) 303 20 49
#ростовнадону #светмаяка #тренингиростов #психология #психологростов #психологияотношений #психологияличности #детскиетренинги
http://www.svetmayaka.ru/specialist/kotlarenko-svetlana-deti/